Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы связана с тем, что как высшее руководство России, так и все представители современной научной политико-правовой мысли придают большое значение развитию местного самоуправления.
Система местного самоуправления представляет собой один из важнейших фундаментальных институтов современного демократического государства, являющегося одновременно формой самоорганизации граждан, и уровнем публичной власти.
Актуальность исследования местного самоуправления связана с тем, что развитие данного правового института в нашей стране связано с необходимостью решения существующего комплекса проблем, которые касаются объема полномочий муниципалитетов, финансирования деятельности местной власти, наличия ряда противоречий в правовой базе по местному самоуправлению. Ключевой проблемой муниципалитетов в наши дни является вопрос о недостаточной материально-финансовой базы на местах и возложенным на них объемом полномочий. Также существует проблема несбалансированности местных бюджетов и их недостаточная доходность. В ряде регионов наблюдается кадровая проблема, выраженная в нехватке специалистов, которые необходимы для эффективного функционирования местной сласти. Помимо этого, по прежнему, несмотря на значительные усилия федерального законодателя, на местах остается не решенной проблема коррупции. Все это актуализирует необходимость дальнейшей оптимизации как законодательства о местном самоуправлении, так и развития и совершенствования самой деятельности муниципалитетов по решению поставленных им государством вопросов местного значения.
Основной задачей эффективного муниципального управления является обеспечение рационального использования ресурсов муниципального образования для удовлетворения общественных потребностей его населения.
Решение этой задачи обеспечивает реализацию полномочий органов местного самоуправления, снижение социальной напряженности и повышение уровня доверия к местным властям.
Центральной темой научной полемики в этом вопросе остается проблема соотношения местного самоуправления с государственной властью и поиск оптимальных моделей взаимодействия между ними.
Объектом исследований являются общественные отношения, которые опосредуют реализацию местного самоуправления как института политической системы и инструмента публичного управления в Российской Федерации.
Предметом исследований данной работы - законодательство РФ, устанавливающие статус и место местного самоуправления в политической системе современной России.
Цель исследований в работе — раскрыть сущность местного самоуправления как института публичного управления в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие местного самоуправления как института публичного управления.
2. Исследовать статус и систему органов местного самоуправления в РФ.
3. Исследовать законодательство РФ, определяющее место органов местного самоуправления в политической системе Российской Федерации.
4. Проанализировать особенности и проблемы местного самоуправления как института публичного управления Российской Федерации.
Источниковую базу работы составили современная научная литература о статусе органов местного самоуправления в РФ, комментарии к действующему законодательству, отдельные публикации отечественных правоведов по вопросу взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти. Это публикации таких авторов, как: Васильев В.И., Владимиров А.В., Ермаков Д.А., Иванкина Н.Ю., Кашеваров Е.Ю., Костикова Г.В., Образцова С.В., Тюлегенов А.Э., Фадеев В.И., Чалых И.С., Шишкина О.Е. и др.
С методологической точки зрения работу характеризуют использование таких приемов и методов исследований как анализ и синтез законодательства и юридической литературы. С помощью анализа детализируются нормы конституционного и муниципального законодательства, содержащие основные понятия, категории и термины, относящиеся к исследуемой теме, устанавливается характер взаимосвязи между ними. Синтез, как основной логический прием, используется для обобщения в единую систему имеющихся отдельных данных, результатов исследования, давая представление о рассматриваемых правовых явлениях в целом.
Исходя их поставленной цели и задач исследования, а также учитывая объект и предмет работы, ее структура исследования представляет собой поэтапное рассмотрение института местного самоуправления в политической системе российского общества. Она включает в себя введение, две главы и заключение. Так, первая глава работы посвящена анализу конституционно-правовых основ и сущности местного самоуправления как элемента системы публичного управления в России. Во второй главе работы исследуются проблемы и основные направления развития местного самоуправления в современный период.
ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ.
1.1. Местное самоуправление как звено политической системы и публичной власти в Российской Федерации
С понятием «местного самоуправления» связаны сложные, комплексные, многообразные явления, «…зависящие от многих объективных исторических, политических и экономических условий, предопределяющиеся национально-государственными традициями организации публичной власти» .
Местное самоуправление пишет Князев С.Д. «…всегда носило и носит зависимый характер определяемый степенью использования этого института государством, которое приспосабливает его для наиболее эффективного выполнения своих функций» . При этом сохраняется определенная автономия территориальной общины, предоставляемая возможностью участия граждан в управлении вопросами местного значения.
Местное самоуправление, таким образом, может рассматриваться как распределение обязанностей по управлению публичными делами между центральной и местной властью, т.е. уточняет Образцова С.В. «…как уровень публичного управления наиболее приближенный к населению и дающий возможность принятия в нем участия. Отстраненность государственных служащих от решения местных дел, их передача выборным от местного сообщества органам, обеспечивает в теории наиболее эффективное решение местных дел» .
Местное самоуправление может рассматриваться только как органическая часть единого государственного управления. Некоторые правоведы обращают внимание на «…зависимый характер местного самоуправления, которое осуществляет права власти по поручению государства и поэтому подлежат надзору с его стороны» .
Стержневым элементом сущности местного самоуправления является власть, ее принадлежность, социальная ценность, назначение и осуществление. В зависимости от того, кому принадлежит местная публичная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах - определяется сущность местного самоуправления.
Государство, отмечает Тюлегенов А.Э. в местном самоуправлении видит инструмент реализации административно-политических интересов, а его значение как самостоятельной формы выражения интересов местных сообществ и жителей данной территории нивелируется» .
Сегодня наблюдается не только функциональное, но и организационно-правовое погружение местного самоуправления в государственно-властную сферу, в громоздкий, зачастую малопродуктивный документооборот; перевод на партийно-централизованную основу с преобладанием одной из партий; сужение реализации непосредственных форм муниципальной демократии с уклоном на совещательное участие, сопровождающееся ростом формализма и бюрократизацией в работе представительных органов при доминировании административных структур .
Местное самоуправление последовательно встраивается во властную вертикаль, превращаясь в «обычное чиновничье действо со всеми свойственными ему корпоративными особенностями», и неизбежно возникает проблема: «либо отменять конституционный принцип самостоятельности местной власти, либо очищать Основной закон от политической конъюнктуры.
Новый виток муниципальной реформы 2013 - 2014 гг. еще более усугубил обозначенную проблему. Ряд авторов в то же время видят положительные моменты в новой муниципальной реформе. А именно легализацию существующих фактически, но не всегда простых и понятных взаимоотношений глав муниципальных образований в первую очередь крупных городов - административных центров субъектов федерации и высших должностных лиц регионов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ИСТОЧНИКИ
а) международные правовые акты
1. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 11.
б) нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года; с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 3 августа 2018 г. № 217-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 15 апреля 2019 г. № 62-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст.3823.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 1 мая 2019 г. № 101-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 1 мая 2019 г. № 94-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст.5005.
6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями от 3 июля 2018 г. № 178-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст.2950.
7. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2018 г. № 550-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст.2253.
8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 1 мая 2019 г. № 133) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст.3822.
9. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 5 декабря 2017 г. № 392-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 15. Ст.1277.
2. ЛИТЕРАТУРА
а) учебники и монографии
1. Астафичев П.А. Муниципальное право России: Учебное пособие. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2018. 370 с.
2. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления в РФ. М.: КноРус, 2017. 105 с.
3. Брежнев О.В. Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. СПб., 2017. 184 с.
4. Бухвальд Е. Муниципальная реформа в России. Некоторые итоги прошедшего десятилетия. М.: Б.и., 2017. 184 с.
5. Владимиров А.В. Современная модернизация в России с позиции социальной философии и конфликтологии. М.: Гардарика, 2014. 201 с.
6. Воробьева Е.И. Формы реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации М.: Юрайт, 2017. 160 с.
7. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Основы муниципального управления: теория и методология. М., 2017. 240 с.
8. Зотов В.Б. Муниципальное управление. М.: ЮНИТИ, 2017. 340 с.
9. Кашеваров Е.Ю. Проблемы защиты политических прав российских граждан. - СПб.: Питер, 2016. 130 с.
10. Князев С.Д. Муниципальное право РФ: Курс лекций. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2018. 104 с.
11. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Курс лекций. М.: Юристъ, 2017. 405 с.
12. Костикова Г.В. Оптимизация модели наделения местного самоуправления отдельных государственных полномочий. - СПб.: ИВЭСЭП, 2017. 93 с.
13. Крупенков В.В. Государственное и муниципальное управление: Учебно-практическое пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2018. 301 с.
14. Кутафин О. Конституционное право России: Учебник. - М.: Проспект, 2017. 480 с.
15. Куцури Г.Н. Управление неналоговыми доходами муниципального образования. - СПб.: Б.и., 2017. 43 с.
16. Мачульская Е.Е. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: Городец, 2017. 284 с.
17. Мокрый М.С. Современная практика наделения местного самоуправления полномочиями органов государственной власти. - М.: Юрист, 2017. 80с.
18. Примаков Е.А. Россия. Надежды и тревоги. М.:Центрполиграф, 2016. 113 с.
19. Смоленский М. Конституционное (государственное) право России: Учебник. - М.: Феникс, 2016. 471с.
20. Старостенко К.В. Конституционно-политическое многообразие: сущность и проблемы реализации в Российской Федерации. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический Центр Пресс», 2017. 137 с.
21. Сыров А.Н. Повышение состоятельности деятельности органов местного самоуправления. - СПб.: Питер, 2017. 164 с.
22. Тюлегенов А.Э. Муниципальная демократия как механизм реализации местного самоуправления. - М.: НОРМА, 2017. 60 с.
23. Фадеев В.И. Территориальная организация местного самоуправления в РФ. - М.: Проспект, 2016. 71 с.
24. Чапайкина И.Г. Местное самоуправление в России: реформы и традиции. - СПб.: Питер, 2018. 80 с.
25. Шишкина О.Е. Государственная власть и местное самоуправление в современной России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 125 с.
б) статьи из периодических изданий
1. Абазова Л.Х. Проблемы оценки эффективности муниципального управления и меры его повышения // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 3. С. 8-9.
2. Авакьян С.А. Народовластие в системе институтов непосредственной демократии // Российское государствоведение. 2015. № 3. С. 61-62.
3. Аничкова А.А. Пути повышения эффективности муниципального управления // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 7. С. 33-34.
4. Васильев В.И. О некоторых приоритетах правового регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. 2017. № 10. С. 17 -18.
5. Васильев В.И. Местное самоуправление на пути централизации и сокращения выборности // Право и политика. 2018. № 4 С. 149-150.
6. Ермаков Д.А. Муниципальные выборы - основополагающая форма осуществления местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 3. С. 8-9.
7. Иванкина Н.Ю. Пределы правового регулирования деятельности политических партий и состояние политической системы общества // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 34-35.
8. Макогон Т.И. Местные сообщества и гражданские инициативы // Вестник ТГПУ. 2016. № 8. С. 19-20.
9. Образцова С.В. К вопросу о территориальных уровнях местного самоуправления // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 1. С. 21-22.
10. Образцова С.В. Полномочия населения в сфере муниципальной демократии по формированию органов местной власти: современный аспект муниципальных выборов // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 1. С. 34-35.
11. Политова И.П., Городилов А.А. К вопросу развития договорной основы федерализма в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 6. С. 20-21.
12. Селютин В.И. Местное самоуправление: некоторые итоги реформирования в экспертных оценках // Власть. 2016. № 3. С. 17-18.
13. Чалых И.С. Оптимизация института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации // Современное право. 2017. № 6. С. 17-18.